Вебинар Г.Б. Добрецова от 17.04.2022 "Налог на добавленную стоимость в закупках":
Статьи наших экспертов с полезными материалами:
Гражданско-правовые сроки в контрактной системе и административная ответственность за их нарушения
Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон) около 250 раз употребляет понятие «срок». «сроки», при этом ни разу не дает ему толкования. Сроки регулярно меняются. Что надо иметь ввиду?
1. Расчет сроков в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необходимо осуществлять в соответствии с правилами главы 11 ГК РФ. Откройте по гиперссылке или qr-коду |
|
Рекомендуем специалистам контрактной службы внимательно высчитывать установленные сроки (начало, продолжительность, окончание, в каких днях определен срок: в календарных или рабочих.
При расчете сроков день события, с которым связано начало течения срока (это «нулевой» день) - в расчет не включать. Если срок установлен в конструкции: «до даты совершения действия – не менее…», то указанное действие разрешено совершать на следующий день после окончания срока. Иное дело – не позднее, чем. Здесь день события включен в срок.
2. Исходя из отсутствия правоприменительной практики в отношении особенностей примененной юридической техники в конструкции «со дня, следующего за днем» (таких в Законе более 40 сроков) при установлении в Законе максимальных пресекательных сроков («в срок не более») с применением указанной конструкции производить от дня события (день события считать «нулевым» днем), минимальных ( «не ранее…») – со дня, следующего после указанного события (следующий после события – «нулевой» день).
3. Рабочие дни считать понедельник – пятница кроме федеральных официальных праздников, а также иных нерабочих дней, установленных органами власти Российской Федерации.
4. С учетом высокой административной ответственности за указанные правонарушения, по возможности, дополнительно к рассчитанному сроку - к установленному минимальному добавлять, от максимального срока вычитать, как минимум, один день на случай непредвиденных обстоятельств и технических сбоев.
5. В некоторых случаях, как, например, при заключении контракта, заказчику следует не только соблюдать все сроки формулы «не более», но и планировать, чтобы на последнем этапе не возникло противоречие между «не более» и «не менее». Например, Заказчик разместил 15 марта (вторник) протокол подведения итогов, 17 марта (четверг) – проект контракта, который участник подписал 21 марта (понедельник). Заказчик должен подписать контракт не позднее двух рабочих дней, то есть 23 марта, но не вправе этого сделать до 26 марта пока не истечет десятидневный срок с момента размещения итогового протокола (26 - суббота, следовательно, срок переносится на понедельник 28.03). За невыполнение срока подписания контракта, установленного частью 4 статьи 51 Закона – два рабочих дня - заказчику грозит административная ответственность в размере 50000 рублей. Невыполнение срока составит два рабочих дня.
6. Исчисление сроков, предусмотренных Законом для размещения в ЕИС электронных документов и информации, начинается с момента их размещения в ЕИС. Отдельные документы размещаются в ЕИС через Казначейство, территориальный орган которого вправе формировать уведомления о прохождении контроля указанных объектов контроля в течение следующего рабочего дня. При этом размещение объектов контроля в ЕИС будет осуществлено на следующий рабочий день со дня их направления на контроль в соответствующий орган Казначейства.
Вывод (рекомендации): с учетом того, что Кодекс об административных правонарушениях РФ содержит более двадцати составов за нарушения различных сроков, предусматривающих административные штрафы на должностных лиц от 3000 рублей до 50 тысяч рублей, представляется важным локальными актами организации
– заказчика установить персональную ответственность специалистов за те или иные действия, которые урегулированы законодательными сроками, и создать систему внутреннего контроля сроков исполнения. Указанные шаги минимизируют риски привлечения к административной ответственности руководителя организации, руководителя контрактной службы (контрактного управляющего) и само юридическое лицо.
Григорий Борисович Добрецов,
канд. ист. наук, доцент
по кафедре административного права,
специалист в сфере закупок
19.03.2022
Как избежать ошибок в описании объекта закупки и не получить административный штраф
В алгоритме закупки заказчиком любой продукции можно выделить основные базовые точки, которые определяют весь закупочный процесс и его результат, и в их числе - описание объекта закупки. Осуществляя закупки товаров, работ, услуг, заказчик формирует свои потребности, включая в извещение о закупке специальный документ «Описание объекта закупки».
Пять характерных ошибок в описании заказчиком объекта закупки (примеры взяты из практики управлений ФАС РФ).
1. Заказчик требует указать в заявке значения показателей, которые не известны участнику на момент подачи заявки. К таким показателям контрольные органы относят: компонентный либо химический состав товара, технологические производственные характеристики, а также показатели, параметры которых становятся известными только при испытании.
2. Дана ссылка на отмененный ГОСТ, либо не указан номер ГОСТа.
3. Заказчик указывает характеристики, которые не соответствуют ГОСТ.
4. Характеристики товара, работы, услуги не соответствует характеристикам КТРУ.
Контрольный орган усмотрит нарушение:
- если наименование закупаемого объекта не соответствует КТРУ;
- характеристики в описании объекта иные, чем в КТРУ;
- отсутствует обоснование включения дополнительных характеристик объекта закупки или дополнительные характеристики не разрешены КТРУ.
5. Не соблюдено требование об эквивалентности. Если применяются товарные знаки, то они должны сопровождаться словами «или эквивалент» с указанием параметров эквивалентности.
Административная ответственность за нарушения при описании объекта закупки.
Неправильное описание объекта закупки, в том числе нарушение правил применения КТРУ влечет административный штраф 3 тысячи рублей (КоАП ст. 7.30, ч. 4.2).
Нарушения в описании объекта закупки, которые повлекли за собой ограничение конкуренции, влечет административный штраф 1% НМЦК, но не менее 10 тысяч рублей и не более 50 тысяч рублей (КоАП ст. 7.30, ч. 4.1).
Чек-лист проверки правильности описания объекта закупки.
Для проверки описания объекта закупки на наличие ошибок необходимо «пройти» по основным точкам.
1. При проведении открытых конкурентных закупок извещение содержит документ «Описание объекта закупки», разработанный в соответствии со статьей 33 Закона 44-ФЗ.
2. Но, если закупается товар, работа, услуга, на которую имеется в КТРУ соответствующая позиция, заказчик обязан применить, указанные в Каталоге:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в описании объекта закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции Каталога, при этом обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации. И только в случае закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в Каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона 44-ФЗ.
3. Соответствие коду продукции по ОКПД 2 и учет установленных в соответствии с кодом ОКПД 2 запретов и ограничений национального режима.
4. Применение действующего конкретного ГОСТ, диапазона значений характеристик, применение показателей, установленных ГОСТ.
5. Если в описании применяется товарных знак, то с обязательным сопровождением словесной конструкцией «или эквивалент», с указанием критериев и показателей эквивалентности. С товарным знаком, но без эквивалента описывается объект закупки только при наличии «несовместимости» или при закупке запчастей.
6. Требования о гарантии указать при закупке машин и оборудования, если это предусмотрено технической документацией на товар, а при закупке новых машин и оборудования - обязательно.
7. Необходимо указать, что товар должен быть новым. Если закупается вещь, которая была в эксплуатации, необходимо это прописать. Если возможно обосновать, то указать максимальный «старый» срок изготовления (не ранее … года).
8. Требования к упаковке, маркировке, этикетке указать в соответствии с ГОСТ на товар.
9. Особые случаи. Если предусмотрено требование соответствия товара изображению, включить изображение в описание. Если предусмотрено требование соответствия макету (образцу), - указать место и график осмотра. При описании лекарства указать МНН (при отсутствии МНН – химические или группировочные наименования). Если закупаются строительно-монтажные работы, приложить в качестве описания объекта закупки проектную документацию.
10. Проверить, чтобы описание не было «заточено» под один товар и не указывало на его конкретного производителя, что в отсутствие специфики и особенностей использования закупаемого товара свидетельствует о нарушении законодательства о конкуренции.
Проверка по указанным десяти позициям даст высокую гарантию не допустить ошибок в описании объекта закупки.
Григорий Борисович Добрецов,
канд. ист. наук, доцент
по кафедре административного права,
специалист в сфере закупок
19.03.2022
Что такое лот, и по каким правилам его формировать? Сколько лотов может быть в одной закупке? (Законодательство о контрактной системе)
В действующей до 2022 года редакции Закона 44-ФЗ предусмотрена возможность выделения лотов в конкурсах и аукционах, в отношении которых отдельно указываются объект закупки, НМЦК и ее обоснование, размеры обеспечения, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. В редакции Закона 44-ФЗ, вступающей в силу 01.01.2022, допускается выделение лотов только в закрытых конкурсах, аукционах, однако дефиниция «лот» сохранена в статье «Особенности заключения энергосервисных контрактов».
Кроме того статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещено ограничение конкуренции между участниками закупки путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Нарушение указанных правил является основанием для признания судом соответствующих закупок и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.
Принципиальное отличие применения дефиниции «лот» в первом (выделение лотов в закрытых процедурах не в электронной форме) и во втором случаях (формирование лотов во всех процедурах) заключается в том, что в первом случае термин употребляется во множественном числе: разрешается выделять лоты, то есть несколько, больше одного. Во втором, - лот один, но есть требования по его формированию, наполнению, включению в его состав различной продукции.
Законодательство РФ не содержит легального определение термина «лот». По нашему мнению, Лот – объект закупки, включающий в себя набор товаров, работ, услуг, закупаемый по одному контракту (договору).
Объект закупки может:
- быть однотипным (закупка товара одного наименования в единичном или множественном количестве, услуг (работ) одного типа в различном объеме, объекта (объектов) недвижимости, аренда имущества);
- формироваться в виде лота (несколько различных наименований товаров в единичном или множественном количестве, поставка товаров при выполнении закупаемых работ, услуг, выполнение нескольких видов работ (услуг).
В рамках одной электронной процедуры продукция закупается одним лотом. В «неэлектронной» конкурентной закупке (а это с 01.01.2022 только закрытые процедуры) лотов может быть несколько. В одни закрытые торги могут включаться несколько лотов, связанных, как правило, общей целью. При этом в состав одного лота входят товары, работы, услуги, технологически и функционально связанные между собой.
Правила формирования лотов
Правило первое. При проведении конкурентных процедур в один объект закупки, то есть в один лот, объединяются разные товары, работы, услуги, если они связаны между собой технологически и функционально. Закупка без технологической и функциональной связи повлечет нарушение Закона «О защите конкуренции».
Как определить технологическую и функциональную связь в объекте закупки? Регулирующих правил нет, и для каждой закупки нужно определить, существует ли связь между товарами, работами и услугами, и не ограничит ли такое объединение конкуренцию.
При этом правовые позиции судебных и контрольных органов по этой проблеме не всегда одинаковые. Например, практика Арбитражного суда Волго-Вятского округа свидетельствует, что поставку компьютерной техники и приобретение программного обеспечения объединять нельзя. А Президиум Верховного Суда РФ считает наоборот, что их можно объединить в один лот.
Но неправомерно объединять подготовку проектной документации и выполнению строительно-монтажных работ - это разные рынки.
Если объект закупки включает в себя несколько товаров, работ, услуг, то его наименование заказчик определяет исходя их наименований товаров, работ, услуг, входящих в состав объекта закупки. При этом необходимо проанализировать, относятся ли закупаемые товары, работы, услуги к одному или разным рынкам - необходима одна или разные лицензии (СРО). Например, закупка ОСАГО вместе с другими видами страхования ограничивает конкуренцию, так как требует разные лицензии.
Правило второе. Товары связанные, но их нельзя объединять в одну закупку, так как они находятся в разных режимах регулирования, например, закупка с установленными преференциями организациям инвалидов, УИС (товары, работы, услуги подпадающие под преференции и не подпадающие). Предметом одной закупки не могут быть товары, в отношении которых установлены запреты, ограничения или условия допуска, и товары, которые допускаются для целей закупок на условиях национального режима без ограничений.
Правило третье. Объединять в один лот проектирование и строительство можно только в определенных случаях:
а) заключается контракт жизненного цикла;
б) закупаются одним лотом работы:
- по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства;
- подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, строительству, реконструкции и (или) капремонту объекта капстроительства из перечня, утвержденного Правительством РФ (субъектом РФ, местной администрацией).
Правило четвертое. Строительство в отдельных случаях можно объединить в один лот с поставкой и монтажом оборудования:
- если оборудование неразрывно связано со строительством и его последующий монтаж невозможен без изменения спроектированных конструктивных решений объекта;
- если контракт заключается по ч. 56 ст. 112 Закона № 44-ФЗ и согласно проектной документации объекта капстроительства для его эксплуатации нужно оборудование, заказчик может объединить работы с поставкой оборудования.
Правило пятое. Требования к формированию лотов при закупках некоторых товаров может определять Правительство РФ. Так, предметом одного контракта (лота) могут быть медицинские изделия разных видов, которые закупаются по контрактам жизненного цикла (в случаях, установленных Правительством РФ) (Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620).
Правило шестое. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что НМЦК (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством РФ, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Исключение: указанное правило не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 Закона 44-ФЗ.
Правило седьмое. Лот не должен включать в себя количество товаров, работ, услуг, которое может влиять на ограничение конкуренции (ограничивать количество участников). Например, поставка бумаги для 80 филиалов в разных субъектах РФ или благоустройство территории города в 7 территориальных районах объемом более миллиарда рублей в каждом.
Таким образом, объект закупки может включать в себя несколько товаров, работ, услуг, и такой объект в целях антимонопольного регулирования можно назвать «лотом», формой конструирования объекта закупки, соответственно применяя вышеуказанные требования к его формированию. При этом, в закрытых неэлектронных процедурах лотов может быть несколько в одной закупке. По каждому из них проводится отдельная процедура и заключается отдельный контракт.
Григорий Борисович Добрецов,
канд. ист. наук, доцент
по кафедре административного права,
специалист в сфере закупок
19.03.2022
Что такое отдельный этап исполнения контракта, на что он влияет и обязательно ли его выделять в контракте?
До 2022 года при заключении и исполнении контракта заказчики применяли понятие «этап», устанавливая его по своему усмотрению, и законодательство не имело легального определения такого термина. Хотя с термином «этап» было связаны регулирование условий оплаты, ценообразования, расчета пени, приемки и некоторые другие.
Пунктом 8.4 части 1 ст. 3 в новой редакции Закона 44-ФЗ введено понятие «отдельный этап исполнения контракта», - часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона в контракт, в том числе, включаются обязательные условия о порядке и сроках:
- оплаты товара, работы или услуги;
- приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом;
- оформления результатов такой приемки.
Обратим внимание на некоторые особенности дефиниции:
1) законодатель выделяет не просто этап, а «отдельный этап исполнения контракта», давая основания считать, что это какая-то особая конструкция;
2) отдельный этап – это не любая часть обязательства, а только та, в отношении которой контрактом установлены обязанности заказчика обеспечить приемку и оплату;
3) этап устанавливается заказчиком в контракте.
Возникают некоторые вопросы. А можно не оформлять поставку соответствующим документом?
Нет. Как указано в части 7 статьи 94 Закона 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
А в соответствии с частью 9 статьи 7.32 КоАП несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания - влечет наложение административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Может быть можно принять, оформить документом о приемке, но сразу не платить, а оплатить потом?
В новой редакции ч. 13.1 ст. 34 Закона указано, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта (выделено автором), предусмотренный контрактом, извещения об осуществлении закупки по которому размещены в ЕИС с 01.01.2022 года включительно, должен составлять не более 15 рабочих дней, а с 01.01.2023 года - не более 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. А в соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона, если закупка проводится только для СМП (СОНКО), в контракт включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленной продукции в течение не более чем десять рабочих дней, а с 1 января 2023 года, не более чем семь рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
А в соответствии с ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственным и муниципальных нужд предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 30000 рублей до 50000 рублей.
То есть, сроки оплаты привязаны к сроку и документу о приемке. При этом законодатель подразумевает приемку товара, работы, услуги, в том числе, по отдельному этапу (части обязательства, предусмотренной контрактом).
А как быть, если документом о приемке оформляется не этап, а частичная приемка? Часть обязательства, но не выделенная контрактом в качестве отдельного этапа?
Далее, новая редакция Закона 44-ФЗ предусматривает учет отдельных этапов и в иных случаях:
1. На этапе формирования извещения при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик указывает в нем:
- срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
- НМЦК (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы) (Закон. Ст. 42, ч. 1, п.п.8, 9).
Кстати, обратим внимание на то, что в соответствии с ГК РФ, установленный сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Но, срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (ГК РФ, ст. 190).
2. При формировании контракта с победителем, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению НМЦК участником закупки (Закон. Ст. 34, ч. 2).
3. Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС итоговых протоколов заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) проект контракта, который должен содержать, в том числе, цену контракта, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения) (Закон, Ст. 51, ч. 2, п. 1б).
4. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, …и устанавливается … в размере ….. от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (Закон. Ст. 4, ч. 7).
5. Исполнение контракта включает в себя:
- приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
- оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта (Закон. Ст. 94, ч. 1, п.п. 1, 2).
6. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в том числе, если при исполнении контракта изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (Закон. Ст. 95, ч. 1, п. 12);
7. Если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения и установлено требование обеспечения исполнения контракта, в ходе исполнения данного контракта размер этого обеспечения подлежит уменьшению в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи (Закон. Ст. 96, ч. 7.1).
8. В реестр контрактов включаются следующие информация и документы:
- объект закупки, цена контракта (отдельного этапа исполнения контракта) и срок исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта);
- информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций);
- информация о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с приложением документа о приемке;
Примечание: указанная информация направляется в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта (Закон. Ст. 103, ч. 2, п.п.6, 10, 13, ч. 3).
И лишь одно исключение из общего правила. В случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения (Закон. Ст. 94, ч. 7.1).
Наконец, последний вопрос: а можно ли, соблюдая все требования Закона о приемке и оплате не выделять в контракте «отдельный этап исполнения контракта»? Иначе, как быть тем, кто принимает продукты ежедневно? Или закупки с неопределенным объемом? Или закупки по заявкам? Как им выделить этапы, их цены в извещении?
По нашему мнению, не выделять в контракте отдельные этапы исполнения контракта - можно. В отдельных случаях выделить этапы невозможно. Назовем такую частичную поставку не отдельный этап, а «Поставка по частям». При этом поставка, приемка и оплата осуществляются в установленном контрактом порядке и сроки.
Есть отдельный этап – приемка, оплата и регистрация в срок, установленный Законом, Нет выделенного в контракте этапа – приемка и оплата производится в срок, установленный контрактом, все остальное, включаю регистрацию, - как в контракте, не имеющем этапов.
Ведь осуществление приемки части товара, части выполненной работы, части оказанной услуги само по себе не является отдельным этапом исполнения контракта и, соответственно, не влечет обязанности заказчика по ее частичной в установленные Законом сроки оплате и регистрации. Только, если заказчик выделил отдельный этап в контракте.
В некоторых случаях (например, стройка) выделять отдельные этапы в контракте просто необходимо. В некоторых, - в той же стройке – работы, которые заказчик объединяет в комплекс, не подлежат поэтапной приемке. Приемку и оплату надо проводить после завершения всех работ, которые вошли в комплекс. При группировке работ и затрат необходимым условием является установление законченности всего объема работ, включая необходимые испытания, установленные проектной документацией, рабочей документацией (при наличии), подтверждающие качество и работоспособность законченных конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ. (Письмо Минстроя от 07.02.2022 № 4170-СМ/09)
Однако, что скажут контролеры? Судебная и административная практика – впереди.
Григорий Борисович Добрецов,
канд. ист. наук, доцент
по кафедре административного права,
специалист в сфере закупок
19.03.2022
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА И КАК ПРАВИЛЬНО ЕГО ВЫБРАТЬ
С 1 января 2022 года уменьшится количество способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Исключены такие как: двухэтапный конкурс в открытой и закрытой формах, конкурс с ограниченным участием в открытой и закрытой формах, запрос предложений.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – поставщика) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом 44-ФЗ (далее – Закон), начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги (далее – продукции) для обеспечения государственных (РФ, субъекта РФ) или муниципальных нужд, либо в установленных Законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика, и завершаются заключением контракта. Определение поставщика осуществляется соответствующим способом.
Способ определения поставщика – совокупность операций, выполняемых в определенной последовательности с соблюдением установленных правил и имеющий цель выбрать из надлежащих поставщиков продукции лучшего, используя набор критериев, которыми располагает данный способ выбора поставщика (далее – способ закупки).
Заказчик на основании Закона установленным порядком должен выбрать способ закупки. В соответствии с новой редакцией Закона при этом необходимо руководствоваться следующими правилами.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы закупки или осуществляют закупку у единственного поставщика.
Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. К ним относятся:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме);
3) запрос котировок в электронной форме.
Аукцион. Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика, обязан осуществлять закупку продукции, включенных в перечень, установленный Правительством РФ («аукционный перечень») путем проведения аукционов. Заказчик вправе осуществлять закупку продукции, не включенной в указанный перечень путем проведения аукционов.
Электронный запрос котировок. Заказчик вправе проводить в соответствии с Законом электронный запрос котировок:
1) общее правило: в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) не превышает 3 млн. рублей.
2) частные случаи: независимо от НМЦК и годового объема закупок, предусмотренных общим правилом, - в восьми конкретных случаях закупки, указанных в пункте 2 части 10 статьи 24 Закона.
Закрытые конкурентные способы. Закрытые конкурентные способы заказчик обязан применять в случаях, установленных частью 11 статьи 24 Закона. Например, для закупки продукции, необходимой для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну. В случае осуществления закупок заказчиками из числа судов, закупок для обеспечения деятельности судей могут применяться закрытые конкурентные способы.
Закупки у единственного поставщика – способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. В соответствии с частью 1 статьи 93 Закона заказчик может осуществляться закупку у единственного поставщика в определенных случаях. Например, пункт 4: осуществление закупки продукции на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей, либо закупки товара на сумму, не превышающую 3 млн. рублей, если закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не должен превышать 2 млн. рублей или не должен превышать 10% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. рублей.
Правила выбора способа закупки
1. Способ закупки заказчик выбирает в соответствии с Законом. За несоблюдение требований законодательства РФ о контрактной системе при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика статьей 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных лиц – штраф до 50 тыс. рублей.
2. Заказчик обязан закупать продукцию закрытыми способами в случаях, указанных частью 11 статьи 24 Закона.
3. Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ (Распоряжением 471-р – «аукционный перечень»), либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок для нужд субъекта РФ. Исключение: закупки электронным запросом котировок, у единственного поставщика.
4. Закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления не осуществляются путем проведения аукционов.
5. Заказчик обязан закупать аукционом и установить дополнительные требования, если Постановлением Правительства № 99 от 04.02.2015 (и в ныне действующей, и в редакции, вступающей в силу 01.01.2022) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются … аукционом (с 01.01.2022 другие способы, предусмотренные Постановлением, исключены).
6. Заказчик вправе проводить в соответствии с Законом электронный запрос котировок (в том числе продукции аукционного перечня):
1) в случае, если при осуществлении закупки НМЦК не превышает 3 млн. рублей. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 20% совокупного годового объема закупок (далее – СГОЗ) заказчика или 100 млн. рублей в отношении заказчика, СГОЗ которого составил менее 500 млн. рублей;
2) независимо от НМЦК и СГОЗ в случае осуществления:
а) закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, если возникли осложнения (контрольным органом выдано предписание об устранении нарушения, либо арбитражным судом вынесено определение об обеспечении иска, либо расторгнут ранее заключенный контракт на поставку таких товаров);
б) закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом расторгнутого контракта на основании части 9 или 15 статьи 95 Закона 44-ФЗ;
в) закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
г) закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии;
д) закупок спортивных инвентаря, оборудования, экипировки, необходимых для олимпийской, паралимпийской команды России, для подготовки сборных команд РФ, субъектов РФ к спортивным соревнованиям;
е) закупок услуг по защите интересов РФ за рубежом;
ж) закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
з) закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Заказчик обязан заключить контракт с единственным надлежащим участником несостоявшейся конкурентной процедуры в соответствии с пунктами 24 или 25 части 1 статьи 93 Закона.
8. Заказчик вправе в установленных Законом 58 случаях и порядке (часть 1 статьи 93) проводить закупку у единственного поставщика, в том числе, продукцию аукционного перечня.
9. С целью избежать привлечения к ответственности за нарушение Закона при закупке у единственного поставщика по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона по признакам так называемого «дробления» сделки, рекомендуем не заключать с одним поставщиком одновременно контракты по одному предмету, с одинаковыми требованиями к закупаемой продукции. При закупке у единственного поставщика (в первую очередь на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона) до заключения контракта следует скомплектовать весь необходимый набор документов, дающих право применения конкретного пункта части 1 статьи 93 Закона.
Григорий Борисович Добрецов,
канд. ист. наук, доцент
по кафедре административного права,
специалист в сфере закупок
19.03.2022